В нашем сознании имеется идея Бога как Существа абсолютно совершенного,
лишенного каких-либо несовершенств. Все существующее, т.е. обладающее бытием,
совершеннее того, что мыслится, но бытием не обладает; значит, если бы Бог не
обладал бытием, или иначе — не существовал бы, то Он не мог бы мыслиться как
Существо всесовершенное; любое существо менее совершенное в других отношениях,
но обладающее бытием, было бы совершеннее Бога, что невозможно. Таким образом,
понятие бытия неотъемлемо от идеи Бога. Мысля или говоря о Боге, мы говорим о
Нем как о Сущем и самым исповедуем Его бытие. Понятие бытия рассматривается как
интегральная составляющая самой идеи Бога, а идея о небытии Бога, напротив,
оказывается, с точки зрения Ансельма, абсурдной, ибо вступает в противоречие с
самим понятием «Бог». Мы не можем мыслить или говорить о Боге иначе как о
Сущем: произнося или мысля слово «Бог», мы тем самым утверждаем Его бытие.
Полезно отметить, что это умозаключение согласуется с именем Божьим, открытым
Моисею на горе Хорив — «Сущий» (Яхве). В этом Откровении Бог связывает Свое
наименование со Своим бытием, не давая о Себе знать что-либо иное, кроме Своего
Бытия. Само содержание этого имени может служить основанием известного нам уже
апофатического постулата, ибо о Боге и Его Сущности мы поистине не можем ничего
знать вне Откровения, кроме Его бытия, да и оно становится известным человеку
тоже в результате Откровения, так называемого естественного (Рим 1:20).
Учебные материалы
Православная библиотека "Золотой Корабль",2012
Учебные материалы
Православная библиотека "Золотой Корабль",2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий